Памятки для родителей
«Памятка родителям от ребёнка»
1.Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой
подход. Это позволяет мне определить
свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
4. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это разуверит меня в вас.
6. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня! Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
7. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
8. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
9. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
10. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги и поговорите со мной позже.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
4. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это разуверит меня в вас.
6. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня! Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
7. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
8. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, я окажусь с прибылью.
9. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
10. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги и поговорите со мной позже.
11. Я
чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность
пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне - я буду доверять вам.
12. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
12. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Памятка «Искусство наказывать и
прощать»
1.
Чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте,
подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте,
что изменить ситуацию невозможно.
2.
Чтобы ребёнок поверил в свой успех,
в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать
труднее.
3.
Не создавайте сами опасных
прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку
вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4.
Запреты всех взрослых в семье должны
быть одинаковыми.
5.
Воинственность ребёнка можно
погасить своим спокойствием.
6.
Не ущемляйте достоинство и самолюбие
ребёнка.
7.
Попытайтесь понять ребёнка и оценить
с его позиции плохой проступок.
8.
Если есть сомнение, наказывать или
нет, - не наказывайте!
9.
Помните, что детское непослушание
всегда имеет психологические мотивы:
o Нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в
центре внимания;
o Проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет
эмоциональных впечатлений;
o Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
o Агрессия – ребёнок ищет способ самозащиты;
o Суета, беготня – ребёнок дает выход энергии.
Наказывать
или прощать?
1.
Нередко мы, взрослые, сами
провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может
справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и
спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не
только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный,
вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в
Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители
обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье,
физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и
интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать
детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство обращение».
2.
Недопустимы, даже в критических
ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты
меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти
выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
3.
Не разговаривайте с ребенком
раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных
дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и
обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон,
мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них
ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы,
требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что
вам интересно и важно то, о чем он говорит.
4.
Не оставляйте без внимания любую
детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь,
не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
5.
Никогда не наказывайте, если
проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
6.
Не отождествляйте поступок и
ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает
выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
7.
Обязательно объясните, в чем
заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый
чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет,
что кричать и драться нехорошо.
8.
Не стоит злословить по поводу
проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и
сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая,
ответить тем же.
9.
Не ставьте в пример непослушному
ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что
есть нормальные дети.
Что
эффективнее – похвала или наказание?
1.
Практика показывает: взрослые очень
скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно
отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А
вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок
его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают
мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но
срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду,
тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые
проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения
ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого
ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх –
достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды
обычно дает обратный эффект.
2.
Семейное воспитание отличается
некоторыми особенностями – оно строится на любви, симпатии, привязанности,
уважения. Учёные называют эту особенность эмоциональным фактором воспитания.
Дети постоянно ощущают любовь своих близких, растут под знаком доверия к миру.
Они знают, что они защищены, что о них заботятся. Любовь близких ребёнок должен
ощущать постоянно. Иногда взрослые считают, что не нужно проявлять своих
чувств, боятся, что ребёнок «сядет на голову». Это заблуждение – дети чутко
улавливают настроение взрослых, их эмоции. Любовь взрослых они ощущают даже
тогда, когда те не довольны их поведением, эта любовь служит ребёнку поддержкой
в желании исправиться.
3.
Рекомендуется найти золотую середину
в общении с ребёнком. Изнеженный ребёнок не привык к усилиям. Он никогда не
слышал требовательного голоса близких, зато хорошо знает, что капризы его
удовлетворяются. Выберите сами меру ласки и требовательности и постарайтесь
придерживаться этой меры. Укрепляйте веру ребёнка в себя, свои силы, отмечайте
любое его достижение. Ощущение успеха важно для малыша, так как оно заставляет
поверить в себя, а значит, и стремиться к большему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий